Партизанское садоводство
В книге Наоми Кляйн «No Logo. Люди против брэндов» (Naomi Klein, «No Logo: No Space, No Choice, No Jobs»), наткнулся на такую героиню:
«Стаско, девушка двадцати одного года от роду, — человек фабрика альтернативного имиджа: ее карманы и сумки переполнены наклейками с «глушеной» рекламой, экземплярами ее последних журналистских экзерсисов и рукописными листовками о достоинствах «партизанского садоводства». А когда Стаско не изучает семиотику в Торонтском университете, не сеет семена подсолнуха на заброшенных городских участках и не выпускает собственные журналы, она преподает в местных альтернативных школах, уча четырнадцатилетних тому, как они тоже могут вырезать и наклеивать свои собственные «культуроглушилки».»
И именно тогда и узнал об этом движении — Партизанское садоводство. (Хотя, оказывается, Membrana писала об этом ещё в 2005-м.)
«Садовник-партизан должен соблюдать, по меньшей мере, три правила: выбрать можно только неиспользуемую землю, необходимо улучшить её состояние, а ещё важно — остаться при этом непойманным. Потому что партизанское озеленение — «немножко незаконно».»
Первыми партизанскими огородниками и садоводами, вероятно, были цыгане, которые где попало высаживали картофель или что-то ещё, кочевали, а если возвращались, собирали урожай. Им и питались.
Известность это движение обрело в 1970-х, благодаря нью-йоркской группе активистов, назвавших себя «Зелёными партизанами» (Green Guerrillas). Они разбрасывали на городских пустырях «семенные гранаты» («seed grenades») — ёлочные игрушки, заполненные почвой и семенами — под лозунгом «Сопротивление плодородно» («Resistance Is Fertile»).
Партизаны утверждают, что лишь заполняют пустующую нишу, то есть — разбивают сады и огороды на пустырях, свалках, в промзонах и тому подобных местах.
Нет нужды объяснять, что озеленение — лёгкая форма социальной активности, поэтому в рядах партизан можно с одинаковым успехом увидеть и старушку-пенсионерку, и молодого художника, и менеджера среднего звена.
Не нужен никакой опыт, нет необходимости в больших деньгах, да и сама форма протеста выглядит созидательной, благоприятной для экологии.
Далее. Необходимо определиться, что будет расти в вашем партизанском саду. При выборе следует учесть, что маленький кусок земли в городской черте вряд ли будет расцениваться как сад или огород. Поэтому нужно быть готовым к тому, что плантация будет, в лучшем случае, игнорироваться общественностью, а в худшем — уничтожена.
Но и тут вариантов масса. Если вы рассадите розы и тюльпаны на свалке — это одно, овощи на обочине дороги — другое, марихуану (а её выращиванием партизанщина, бывает, всё же занимается) во дворе правительственного учреждения — третье.
Стало быть, незаконное озеленение может быть формой политического протеста (например, против генетически модифицированных продуктов, загрязнения окружающей среды), символическим актом, перформансом, личным секретным садиком и так далее, чуть ли не до бесконечности.
Кстати, возникает вопрос — а что лучше сажать?
Ссылки:
Партизанское озеленение: огород возвращает город Природе
Одна из форм протеста антиглобалистов — «партизанское садоводство» — была успешно применена 1 мая 2000 года в Лондоне
Цитаты:
«Группа социально-настроенных людей озеленяет большой город по ночам, чтобы утром у людей было лучшее настроение…»
«… людям так надоела серость города, что они под покровом темноты озеленяют его разнообразными способами. Делая житьё в нём гораздо более приятным…»
кросспост отсюда
Свежие комментарии